Главная / Статьи о растениях / Формы и стили бонсай

Формы и стили бонсай

Любитель выращивания бонсай — это садовод и художник одновременно.

Садовод знает, как растёт дерево, как его можно пересадить, формировать, как надо поливать, чтобы оно существовало так же долго, как в природе.

Художник видит красоту дерева и старается придать ему совершенный вид.

Методика культивирования бонсай может быть почерпнута из книг, но художественное видение, неотъемлемое условие при создании бонсай, должно быть выражено конкретным создателем.

Большую пользу начинающему бонсаисту приносят наблюдения за деревьями, растущими в природе.

Стили бонсай не выдуманы человеком, они подсказаны ему самой природой.

Следовательно, стили, в которых культивируется растение, подразделяются на категории, соответствующие стилям и моделям произрастания растения в естественных условиях.

Деревья для бонсай принято подразделять на десять типов:

  • вечнозелёные, имеющие декоративный эффект в течении четырёх сезонов;
  • наиболее красивые при весеннем цветении;
  • деревья и растения, где главная красота в распускающейся весной нежной листве;
  • цветущие летом;
  • деревья, восхищающие летом своей густой зеленью, несущей прохладу;
  • деревья, плодоносящие весной, летом и осенью;
  • расцветающие осенью;
  • деревья, красота которых в яркой и пышной осенней окраске;
  • деревья, главная особенность которых в своеобразной форме веток или ствола, дающей им наибольшее преимущество зимой, когда сброшена листва;
  • цветущие в зимнее время и вдохновляющие при белом снеге.

После того как бонсаист выбирает тип растения, ему необходимо выбрать стиль выращивания.

Правильный прямостоящий стиль — Теккан. Характеризуется прямым конусообразным стволом, толстыми корнями, равномерно направленными в разные стороны, кроной конической или шаровидной формы. Ствол дерева делится на три равные части. Нижняя часть свободна от ветвей, благодаря чему ствол, корни и кора видны. Средняя и верхняя часть ствола с ветками, расположенными в разных плоскостях. Ветви к вершине уменьшаются в размере пропорционально. Посадить прямостоящее дерево надо посередине контейнера. Этот стиль подходит почти для любого дерева.

Неправильный прямостоящий стиль — Мойоги. Отличается от прямостоящего тем, что ствол может быть изогнут в любой части. Изгибов ствола может быть много, но они убывают к вершине дерева. Для этого стиля контейнер подходит прямоугольный или овальный, чтобы была возможность посадить дерево асимметрично. Корни растения должны быть видны над поверхностью земли. Крона не должна выходить за рамки контейнера. Растения для этого стиля - сосна, дуб, клён, можжевельники.

Стиль ствол на ветру — Фукинагаси. Дерево посажено в контейнере таким образом, что ствол, ветви и корни направлены в одну сторону. Когда смотришь на дерево, создаётся впечатление, что все ветви постоянно обвеваются сильным ветром. Можно использовать сосну, берёзу.

Наклонный стиль — Сякан. Бонсай выращивается с наклонным стволом, неважно, толстым или тонким. Этот стиль отличается от дерева на ветру тем, что ветви растут с обоих сторон дерева. Используются хвойные породы — сосна, туя, можжевельники, секвойя, а также лиственные — клён, берёза, липа, дуб.

Стиль раздвоенный ствол — Сокан. Это два ствола, растущих из одного корня, один ствол зовётся "родитель", другой "дитя". "Родитель" должен быть толще и выше. Красота дерева зависит от эстетической сбалансированности в толщине стволов. Деревья с тремя стволами называются "Санкан", с пятью "Гокан". Посадка может быть как симметричной, так и асимметричной. Подходят ель, сосна, берёза, секвойя, вяз, можжевельник.

Стиль дерево в форме метлы — Хокидати. Это прямостоящий стиль. Ствол дерева прямой, посадка в контейнер строго по центру. Ветви дерева напоминают форму веера или метёлку, поставленную на ручку. Не все породы деревьев подходят для этого стиля. Используются вяз, дзельква, клён, кипарисовик, а вот берёза, ива, дуб совсем не подходят для этого стиля.

Стиль роща — Есуэуэ. Деревья сажают одного вида, но разные по возрасту, высоте и толщине, имитирующие лесной пейзаж. Обычно используют деревья одного вида, но для усиления впечатления иногда применяют сочетание вечнозелёных и листопадных деревьев. Поскольку три дерева не могут изобразить лесную поляну, то минимальным числом должно быть пять растений. Для этого стиля подойдет контейнер овальной формы.

Стиль писатель или ученый — Бундзинги. Один или несколько стволов с небольшим изгибом ветвей лишь в верхней части, крона негустая. Эта форма является естественной для дерева. Из пород деревьев подходят кедр, сосна.

Стиль каскад — Кенгай. Ствол дерева круто наклонен к горшку. Контейнер для этого стиля должен быть высоким и верхняя часть дерева может спускаться ниже контейнера. Для каскада делают столик—подставку на высоких ножках. Растения подбираются пластичные, которые легко гнутся, такие как азалия, можжевельники, кизильник.

Стиль полукаскад — Хан—Кенгай. Ствол и ветви дерева расположены горизонтально по отношению к контейнеру и могут спускаться до середины высоты контейнера. Можно использовать кизильник, можжевельники, сосну, азалию, плющ.

Стиль дерево стоящее на корнях или обнажённые корни — Неагари. Это корни, выступающие из почвы и придающие стволу необычный вид. Для этого стиля можно взять только те растения, которые образуют воздушные корни, например фикус ретуза, фикус бенгальский, фикус пумеля. Фикусы быстро образуют воздушные корни, которые переплетаются между собой в причудливые формы, придавая дереву особенный колорит.

Стиль плот — Икада. Характерная особенность стиля в том, что дерево сажают горизонтально, обрабатывая ветви так, чтобы они выглядели стволами. Образование из старого ствола и ветвей новых корней возможно при способности растения хорошо укореняться. Для этих целей подходят можжевельник казацкий, бересклет, фикус.

Стиль дерево на камне — Сэкижежу. Дерево своими корнями оплетает камень—скалу, и корни уходят в землю. В контейнере камень может быть заглублён в землю. К посадке растений на скале надо подходить творчески, в созвучии с природой, склонной к асимметрии. Никогда нельзя размещать ствол в центре поверхности скалы и стремиться, чтобы корни равномерно её оплетали. Два корня, направленные почти параллельно и прочно цепляющиеся за выступы, создадут тот эффект, который от дерева требуется. Для этого стиля подойдут сосна, клен, гинкго, можжевельники, фикусы, кедры.

Стиль — Таримики. Ствол лишён коры, по типу мёртвого дерева. В природе можно увидеть дерево, в которое попала молния и часть его обгорела, но другая часть остается живой. Этот стиль достаточно сложен, нужно искусственно умертвить любую часть дерева так, чтобы это было, во—первых, красиво, во—вторых, чтобы эта операция не привела к гибели всего растения.

Стиль — Банкой. Ствол закручивается в тугой узел у основания. Для этого стиля подойдет фикус или гинкго. Деревья берутся молодые, чтобы при изгибе ствол не сломался. При дальнейшем росте растения части ствола, завязанные в узел, будут утолщаться и со временем срастутся в красивое утолщение.

Стиль — Кабудати. Множество стволов растут от одного основания, обычно от пня. Для этого стиля надо брать растение, которое быстро возобновляется прикорневой порослью в случае гибели основного ствола. Наиболее подходящими являются вяз, граб. Из тропических и субтропических растений - кармона, серисса, мальпигия.

Стиль — Сожу. Стиль, образованный двумя стволами. Этот стиль прост в изготовлении. Необходимо взять деревья одного вида, но разного размера и посадить их в достаточной близости друг от друга. Для этого стиля используются все виды растений, из которых формируется бонсай.

Возможно также и смешение стилей — среди посаженной рощи может быть дерево в стиле Таримики.

Самое главное — не забывать, что вид бонсай должен быть естественным, как в природе.